Поиск форм организации общественно значимой жизнедеятельности пионеров и школьников

В рассматриваемый нами период шли поиски организационных форм воспитания (оно, в свою очередь, трактовалось как разумная, целесообраз­ная организация жизни ребенка) комсомольцев и пионеров, наиболее удов­летворяющих специфическим условиям и задачам школы, позволяющих со­четать учебную работу с общественной и избежать при этом перегрузки.

Так, в 1925/26 учебном году в школах ввели клубный день для орга­низации воспитательной работы. Целью выделения такого дня была кон­центрация усилий комсомольской ячейки, пионерского форпоста и педаго­гов, ликвидация при этом перегрузки учащихся общественной работой.

В задачу клубного дня входило также устранение разобщенности между комсомольцами и пионерами, с одной стороны, и остальной массой уча­щихся, с другой, так как они должны были принимать совместное участие в одних и тех же делах, что, в свою очередь, развивало чувство солидарно­сти. Этот день одновременно являлся и яркой пропагандой в школе дет­ского и юношеского коммунистического движения, как отмечали педагоги, комсомольские и пионерские работники.

Именно в этот день должна была проводиться работа ученических организаций, кружков, подготовка к праздникам и общественно­политическим кампаниям, выходы на предпри­ятия и совместная с ними работа, проведение докладов на общественно­-политические темы и т.п.

Там, где школы работали в одну смену, где имелись помещения для работы кружков, где учителя правильно поняли задачи и содержание клубного дня, работа оживилась, стала более организованной.

Интересно
Учком од­ной из школ так характеризовал положительные результаты введения клубного дня: «коллективизация массы учащихся», приобретение учащи­мися организаторского опыта, более широкое развертывание работы школьных организаций, меньшая загруженность вечерних часов и др.

Клубный день терял свое воспитывающее значение в тех случаях, когда его содержание предварительно не продумывалось, мероприятия не отвечали интересам подростков, не затрагивали их чувств. При этом пада­ла посещаемость клубных занятий, а недостаточное участие учителей или полное отсутствие такового вновь приводили к перегрузке комсомольцев и пионеров, являвшихся организаторами этого дня и, как следствие, появление неудовлетворенности, неприязненного отношения к общественной работе.

На основе изучения архивных материалов, отчетов отделов народно­го образования, школ можно сделать вывод о том, что оживление воспита­тельной работы в школах и особенно политического воспитания, эффек­тивность его находились в прямой зависимости от работы комсомольской ячейки и пионерского Форпоста. Об этом свидетельствуют документы тех лет: “Только в школах с сильными ячейками РКСМ ученические организации работали интенсивно» (из отчета Московского отдела народного обра­зования за 1922/23 учебный год).” Ярко сказывается организующая, дисциплинирующая и общественно­-политическая роль деткомгрупп.

Оживление, которое наблюдалось в жизни детских организаций в настоя­щем году, есть, прежде всего, дело пионерии и комсомола» (из отчета Уль­яновского Губернского ОНО за 1924/25 учебный год).

Там же, где ячейки РКСМ работали слабо или отсутствовали, поли­тическое воспитание учащихся было организовано на более низком уров­не. В отчете Новоспольской школы за 1 триместр 1924/25 учебного года читаем: «Ячейки РЛКСМ нет. Она слилась с другой. Об этом приходится очень пожалеть, так как в прошлом году собрания ячейки, кружковая рабо­та привлекали массу беспартийных учащихся, вовлекая, таким образом, в свою работу. И в школе вообще было заметно влияние школьной ячейки во всех событиях школьной жизни».

Опыт показал необходимость целенаправленного руководства дея­тельностью комсомольской и пионерской организациями в школе. Полное отсутствие или недостаточное руководство лишали общественно­-политическую воспитательную работу пионеров и комсомольцев необхо­димой целенаправленности, систематичности, связи с учебной работой школы в целом.

И в то же время внимательное, вдумчивое руководство со стороны учителей, проявление ими заинтересованности в работе пионер­ского форпоста и комсомольской ячейки значительно повышали эффек­тивность их работы.

Но важно заметить, что это было возможно при том, если учителя придерживались тех же политических убеждений, сами ак­тивно участвовали во всех организуемых школой, комсомольской ячейкой или пионерским форпостом делах, не подавляя инициативы и активности учащихся, то есть взаимодействуя с ними. Такое взаимодействие взрослых и детей создавало эффект естественности их отношений, повышающей пе­дагогическую эффективность восприятия детьми опыта отношений, дейст­вий, взглядов на жизнь, оценок и т.п.

Интересно
Документальные материалы тех лет, и в особенности материалы детской и молодежной печати, показывают, что в результате всей системы работы, проводимой взрослыми, даже са­мая, на первый взгляд, малая, незначительная работа принимала в глазах ребят большое общественно политическое значение, как это и задумыва­лось. И дети приучались смотреть на любое порученное дело именно с этих позиций и стремились через свою работу утверждать, наравне со взрослыми, авторитет социалистического государства, органически соеди­няясь с ним, в результате чего их социализация происходила наиболее продуктивно.

Так, в 1928 г. Хабаровская окружная контора Дальгосторга заключи­ла договор с Хабаровским окружным бюро юных пионеров на заготовку 500 тонн утиля. В городах и селах Хабаровского округа, как вспоминали пионеры тех лет, создавались бригады и отряды для сбора утиля. Все хо­рошо знали, что металлолом необходим металлургическим заводам Даль­него Востока, что из него будут сделаны плуги, бороны и другой сельскохозяйственный инвентарь, в котором нуждалась деревня. Это определило отношение ребят: с большой активностью участвовали они в субботниках и воскресниках по сбору утиля и металлолома. В результате договор был перевыполнен.

Следует отметить, что договорная форма организации общественно значимой деятельности получила широкое распространение в конце 20-­х ­ начале 30­-х гг. Кроме пионеров в этой работе участвовала и другая детвора, которая в процессе совместной деятельности постепенно втягивалась в пионерскую организацию, принимая новые условия жизни, адаптируясь к ним.

Смотреть на свою общественно полезную работу не как на игру, а как на дело государственной важности приучало подростков и то, что нередко партийные или советские органы, предприятия, исходя из собственных пер­воочередных задач, обращались к школьникам с призывом включиться в какую-­либо практическую работу. При этом устанавливались связи с раз­личными производственными, общественными, властными структурами, возникали представления об их функциях в государстве и обществе.

В 1921-­1931 гг. апробировались различные системы организации це­ленаправленной, отвечающей возрастным особенностям общественно по­лезной работы ребят.

В 1921­-1923 гг. была введена «Система разрядов» по типу организации скаутов. Она предполагала последовательность в приоб­ретении различных знаний, умений и навыков, давала возможность ини­циативы и самостоятельности, учета индивидуальных интересов и способ­ностей.

Перед каждым пионером ставилась индивидуальная задача овладения определенной суммой практических знаний и умений, что давало возможность получения более высокого разряда, свидетельствующего о более высоком уровне развития личности ребенка. Но она не получила дальнейшего развития, потому что в ней увидели доминирование индиви­дуального над общественным, что было, как мы уже видели, недопустимо для образа советского человека.

Критикуя эту систему, советские педагоги тех лет, акцентировали внимание на том, что она способствовала развитию индивидуальности, достижению ребенком личных успехов, но недостаточ­но развивала коллективистические чувства и навыки, не обеспечивала ши­роких связей пионеротрядов с общественной жизнью страны.

Третья Всероссийская конференция РКСМ (июнь 1923 г.) рекомен­довала «систему этапов», одобренную VI съездом РЛКСМ (1924 г.)

Этапы определялись особенностями общественно-­политических кампаний, про­водимых в стране, и в основу содержания работы ставили главным обра­зом подготовку к празднованию революционных дат. В результате этого усиливалась работа по политическому просвещению и политическому воспитанию пионеров и сложилась система педагогических мероприятий по подготовке и проведению праздничных дней.

Но его недостатком, как отмечалось на VIII съезде ВЛКСМ (1928 г.), было отсутствие педагогиче­ски обоснованных методов коммунистической работы среди детей, меха­ническое использование методов работы, свойственных взрослым, что час­то приводило к «чрезмерной политизации» пионерской работы в ущерб общественно трудовому воспитанию, культурно­просветительной деятель­ности и организации здорового досуга. Кроме того, активизация работы накануне праздников сменялась затишьем между ними, что делало работу эпизодической, нарушая принцип непрерывности развития и воспитания детей, снижало эффективность социального воспитания.

Интересно
«Система этапов» была заменена «Методом конкретных заданий», который, в результате, оживил работу отрядов, придав ей большую прак­тическую направленность и разнообразие не только в соответствии с инте­ресами детей, но и с учетом местных условий их жизни и работы.

Соотне­сенность с окружающими условиями, близкими, понятными детям, действительно волнующими их, придавала личный смысл общественной работе, расширяла возможности проявления инициативы и самодеятельности в выборе видов общественно значимой деятельности. Однако отсутствие у вожатых психолого-педагогической подготовленности и необходимого уровня образования не позволило должным образом осуществить эти воз­можности, что сводило работу отрядов к выполнению заданий, получае­мых от центра. В результате проявлению инициативы и самодеятельности ребят вновь не было места, не учитывались часто и возрастные особенно­сти пионеров, их интересы.

В 1928 г. Пленум Центрального бюро юных пионеров, выполняя реше­ния VIII съезда ВЛКСМ, разработал «Примерный круг навыков и знаний» для пионеров разных возрастов. Он предполагал возрастную ступенчатость в работе отрядов, что должно было сохранять заинтересованность в пионер­ской работе у ребят старшего возраста.

В отличие от «системы разрядов», эта программа несла в себе возможность соединения личного, индивидуального, и общественного в развитии ребенка. Но эта возможность не была использо­вана, более того, она стала поводом для критики. Осуществляя эту систему, педагоги акцентировали внимание не на индивидуальном росте каждого пионера в соответствии с его личными интересами и потребностями, а на коллективном росте на основе учета общих возрастных особенностей и еди­ного плана работы.

Принцип единообразия мировоззренческих взглядов, по­веденческих норм, ценностей стал одним из важных принципов советского социального воспитания, потому что в качестве основы самого общества рас­сматривалась идея единства как единообразия, одинаковости целей, мыслей, действий.

В августе 1929 г. в Москве состоялся I­-й Всесоюзный слет пионеров

Он рассматривался как смотр организованности детей пролетариата, их сплоченности и дисциплины, их трудовой и политической активности.

Именно такую оценку дал ему ЦК ВКП(б) в Постановлении «Об итогах пио­нерского слета». Во всех публикациях о нем и в принятых им документах отмечался большой вклад подрастающего поколения в дело строительства социализма. С особой остротой подчеркивалась необходимость распростра­нения влияния пионеров на массы неорганизованных детей, для чего реко­мендовалось привлекать их к работе форпостов в школах, увлекая общест­венными делами, новыми играми, вовлекая в технические кружки.

Рекомен­довалось также постепенно переходить к оказанию политического влияния на них, поднимая всех на борьбу за пятилетку. Слет выдвинул перед пионер­ской организацией новые задачи, поставив на первое место разъяснение зна­чения пятилетнего плана и включение подростков в работу по выполнению его заданий.

В качестве важного фактора воспитания государственного от­ношения к выполнению трудовых заданий и осознания детьми их политиче­ского и экономического значения была предложена договорная форма орга­низации общественно полезного труда.

На основе наказов Всесоюзного пио­нерского слета многие пионерские отряды, следуя примеру взрослых, состав­ляли свои пятилетние планы.

Был принят такой план и дальневосточными пионерами. В нем предпо­лагалось:

  1. Заключение договора с Наркомземом о «куроводстве» под лозун­гом «За культурное птицеводство!» (подобная работа проводилась и в конце 50-­х гг., когда кабинеты городских школ были превращены в курятники или крольчатники ­ Н. С.).
  2. Разведка полезных ископаемых на Дальнем Востоке.
  3. Сбор костей, золы, макулатуры, битых стекол, железного лома для их даль­нейшей переработки.
  4. Очистка семян, строительство скворечников, посадка деревьев в городах и селах.
  5. Обучение неграмотных и создание в каждой школе ячеек ОДН (Общество «Долой неграмотность!»).
  6. Помощь нуждаю­щимся учащимся и борьба с их отсевом из школы.
  7. Борьба с второгодниче­ством и помощь отстающим.
  8. Охрана труда батрачат, работа с неорганизо­ванными ребятами.
  9. Увеличение численности пионерорганизации в два раза ­ боевая задача каждого пионера!

Однако в кулуарах слета организаторы работы на местах вели жаркие дискуссии о содержании и методах работы с пионерами, высказывали свои опасения и замечания по поводу перегрузки ребят общественными делами, перенасыщения политическими беседами и докладами, вследствие чего те­рялся живой интерес ребят к организации.

Эти дискуссии и высказанные предложения легли в основу перестройки деятельности организации в 30-­е гг., когда она из внешней среды, частью которой была, оказалась перенесен­ной в жесткие рамки школы. Результатом этого перемещения стало полное подчинение детских организаций специфическим задачам школы, ее внут­реннему режиму, в основе которого лежал учебный процесс.

Критические выступления организаторов пионердвижения, вожатых, звучавшие там же, обнаруживали и такие негативные проявления как недос­таток дружбы, товарищества, заботы друг о друге внутри отрядов. Эти недос­татки, к сожалению, привлекали не столь пристальное внимание педагогов по сравнению с недоработками в политическом просвещении и т.п., хотя Н.К. Крупская довольно часто обращала на них внимание.

Можно констатировать, что такие личностные качества уходили как бы на второй план, терялись за количеством политбесед, субботников, демонстраций, за предлагаемым ми­ровым масштабом деятельности и борьбы.

Ряд серьезных недостатков в эти годы отмечался и в организации об­щественно значимой деятельности. Так, в начале рассматриваемого периода при выборе видов деятельности преобладали цели политического порядка в ущерб педагогическим. Это приводило к тому, что школьников, и в особен­ности пионеров и комсомольцев, включали в абсолютное большинство поли­тических и общественно значимых кампаний, во все виды труда без учета их возрастных особенностей и возможностей, в результате чего терялся интерес ко всей общественной работе и желание участвовать в ней.

Наблюдалась и методически неправильная организация этого труда, что вело к приобрете­нию отрицательного опыта, снижая его воспитательное значение.

Интересно
Недостаточная связь общественной деятельности со знаниями, полу­чаемыми в школе и в политическом просвещении, приводила к отрыву тео­рии от практики, слова от дела, следствием чего были формализм знаний и неустойчивость убеждений.

К концу 20­-х гг. общественно значимая деятельность все более подчи­нялась задачам воспитания, становилась более упорядоченной. Введение программ ГУСа позволило установить реальные связи между теоретическим материалом и общественно значимой деятельностью.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)