Принцип определения налогообложения
В соответствии с принципом определения налогообложения акты законодательства о налогах и
сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Так, согласно п. 6 ст. 3 НК РФ “при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить”.
Принцип определенности системы налогов и сборов (п. п. 6, 7 ст. 3 НК РФ) означает, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы) он должен платить, а также порядок их исчисления.
Данный принцип направлен на обеспечение контролируемости системы налогов и сборов, поскольку, с одной стороны, способствует эффективному исполнению налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой – предотвращает возможны злоупотребления со стороны законодательных и правоприменительных органов.
КС РФ сформулирована позиция, согласно которой “законодательные органы в целях реализации
конституционной обязанности граждан платить законно установленные налоги и сборы должны
обеспечивать, чтобы законы о налогах были конкретными и понятными. Неопределенность норм в
законах о налогах может привести к несогласующемуся с принципом правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ) произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с
налогоплательщиками и к нарушению равенства граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ)”.
Взимание налога на основании нормативного правового акта, который не отвечает требованию
определенности, не допускается: “Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов
законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)” (п. 7 ст. 3 НК РФ).
При определении принципа налогообложения используется принцип определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. Для определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен: “Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен” (п. 1 ст. 40 НК РФ). Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4. ст. 40 НК РФ).
Следующим составляющим элементом принципа определения налогообложения является принцип определения доходов: “…доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами “Налог на доходы физических лиц”, “Налог на прибыль организаций” настоящего Кодекса” (ст. 41 НК РФ).
Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в Российской
Федерации или к доходам от источников за пределами Российской Федерации в соответствии с главами “Налог на доходы физических лиц”, “Налог на прибыль организаций” настоящего Кодекса” (п. 1 ст. 42 НК РФ).
Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при
распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по
привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям)
пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации” (п. 1 ст. 43 НК РФ).
- Проблемы правового регулирования режимов налогообложения
- Система налогообложения
- Правовое регулирование формирования бюджетов всех уровней
- Состав и правовое значение местных налогов
- Состав и правовое значение региональных налогов
- Состав и правовое значение федеральных налогов
- Регулирование налоговых режимов в зарубежных странах
- Двойное налогообложение и порядок его избежания
- Разграничение юрисдикции государств
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу