Просвещение в Эпоху Петра Великого

Русская культура первой четверти XVIII в. развивалась под влиянием трех взаимосвязанных процессов, истоки которых проявились еще в предшествующем столетии: происходило дальнейшее обмирщение культуры, развивалось личностное начало, наконец, преодолевалась ее национальная замкнутость.

Это было не плавное развитие, лишенное качественных сдвигов, а скачок, сопровождавшийся появлением многочисленных новшеств.

Интересно
При Петре впервые возникли: печатная газета, музей, регулярный город, специальные учебные заведения, ассамблеи, отечественные художники-портретисты и т.д. Многое из того, что в XVII в. лишь пробивало себе путь и проявлялось в виде тенденций развития, в годы Петровских преобразований приобрело бурный рост и масштабность.

Таковы гражданское зодчество, переводная литература и печатание книг светского содержания, обмирщение храмовой архитектуры, установление культурных связей с другими народами.

Преобразования, охватившие все стороны жизни страны, не могли быть проведены без подъема общего культурного уровня населения, в первую очередь дворянства.

Просвещение в Эпоху Петра Великого

Разросшийся бюрократический аппарат требовал грамотных чиновников; армии и флоту необходимы были офицеры, усвоившие военное и морское дело; строительство крепостей, каналов и мануфактур побуждало иметь людей, владевших техническими знаниями.

Все это вызывало расширение сети учебных заведений и реорганизацию системы обучения. Богословские предметы в школах уступили место математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу и другим наукам. Это было качественно новое явление.

Обмирщение школы, преобладание среди преподаваемых дисциплин точных наук является характерной чертой постановки образования.

Наряду с учебными заведениями, открытыми в первый период преобразований (Навигацкая, Артиллерийская школы – в 1701 году, Инженерная – в 1712 году, Медицинское училище – в 1707 году), сеть школ в дальнейшем пополнилась цифирными школами в губерниях.

Поскольку существовала необходимость развития начального образования, в 1714 году во всех российских губерниях были открыты цифирные школы для «молодых ребяток» чтению, письму, арифметике, выучившимся выдавались «свидетельствованные письма», без которых «жениться не допускать и венечных памятей не давать».

К концу первой четверти XVIII века по губерниям были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащихся. В роли  преподавателей выступали выпускники Навигацкой школы. Однако уже в 1716 году от обязательного обучения в цифирных школах были освобождены дети  дворян, в 1722 году – дети духовенства.

История цифирных школ окончилась в  1744 году, когда их слили с гарнизонными школами для солдатских детей.

Дети духовенства проходили обучение в 46 епархиальных школах, а дети солдат – в гарнизонных школах. При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые в России горные школы,  готовившие специалистов горнорудного дела под руководством В.Н. Татищева.

Здесь детей «нижних чинов и работных людей» учили читать и писать, выучившихся не отдавали в матросы и солдаты.

Чтобы удержать командные высоты в государстве, дворянство должно было овладевать знаниями. Поэтому обучение дворянских детей стало для них повинностью. Наряду с обучением в русских школах молодых дворян для овладения навигационным делом отправляли за границу. По прибытии в Петербург навигаторы держали экзамены, нередко в присутствии царя.

Большинство дворянских недорослей, особенно из аристократических фамилий, стремились уклоняться от обучения, поэтому в 1714 г. был издан указ, грозивший таким недорослям запрещением жениться.  С расширением сети школ связано появление разнообразной учебной литературы.

Петр I ввел новый гражданский алфавит, написание букв которого приобрело сходство с латинским. Им были изданы Геометриа и другие светские учебники, а также знаменитое Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, переведенное с немецкого наставление по светскому поведению для молодых дворян, которое только при жизни Петра выдержало три издания.

Просвещение в Эпоху Петра Великого

Учитель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов в 1701 году выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим». 

В 1703 году вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука числительная» Леонтия Магницкого, в течение полувека служившая основным учебным пособием по математике. Учебник Магницкого давал практические советы, например, как определить глубину колодца, высоту стен и т. д.

Просвещение в Эпоху Петра Великого

В 1725 г. по инициативе Петра I открывается Петербургская Академия наук. В отличие от западноевропейских академий, материально обеспечивавших себя издательской деятельностью, устройством лотерей, Петербургская Академия наук имела твердый государственный бюджет. При Академии, являвшейся научным центром страны, был создан университет для подготовки научных кадров из русских «младых людей». Все это создавалось государством.

Распространению научных знаний способствовало развитие типографского дела. В первой четверти XVIII века было открыто несколько новых типографий: в 1705 г. посадский человек Василий Киприянов открыл первую частную типографию, в 1711 г. начала работать типография в Петербурге, печатавшая материалы официального содержания: указы, манифесты, реляции.

Небольшие типографии существовали при Сенате, Александро-Невской лавре  и основанной в 1715 г. Морской академии. Помимо учебной и специальной литературы, типографии печатали календари, пользовавшиеся среди читателей большим спросом. В них сообщались сведения о времени восхода и захода солнца, об ожидавшихся затмениях, о погоде.

Интересно
С 1708 г. книги гражданского содержания стали печататься новым шрифтом, более упрощенным и четким, чем витиеватый церковнославянский шрифт, который использовался теперь только в церковных книгах. Вместо старых буквенных вошли в употребление арабские цифры.

Распространению просвещения и научных знаний способствовало расширение культурных связей с западноевропейскими странами.

В Голландию, Англию, Францию, Италию группами и в одиночку отправлялись русские для обучения кораблестроению и кораблевождению, живописи, архитектуре, медицине и т. д. В общей сложности при Петре было отправлено за границу свыше 1000 волонтеров. Некоторые из них внесли существенный вклад в развитие культуры России.

С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости» (напомним, что при дворе Алексея Михайловича выходили в одном экземпляре рукописные «Куранты», сообщавшие заграничные известия для царя и его приближенных), информировавшая читателей о ходе военных действий, о строительстве промышленных предприятий, розыске полезных ископаемых, о важнейших событиях международной жизни.

Пропаганду научных знаний осуществляла также открытая в 1719 г. для всеобщего обозрения Кунсткамера – первый в России естественноисторический музей. В музее демонстрировались зоологические и минералогические коллекции, искусные изделия, а также «монстры» – живые и заспиртованные уроды. В первые годы существования музея народ боялся туда ходить. Тогда Петр велел сделать вход бесплатным и угощать каждого посетителя штофом водки или вина, а непьющим подносить кофе.

Отправку волонтеров за границу, издание газеты, учреждение музея и Академии наук финансировало государство. Только оно в это время располагало ресурсами, чтобы преодолеть отсталость России в распространении научных знаний и культуры.

В начале века единого органа, который бы руководил школами, не существовало. Основные проблемы учебных заведений проявлялась в отсутствии добросовестных и обученных педагогов, учителя-иностранцы много не могли объяснить по-русски, ощущалась нехватка финансирования (85 учеников Морской академии «за босотою и неимением дневного пропитания» месяцами не ходили в школу), жестокие наказания вынуждали учащихся ненавидеть учебу и преподавателей. Преподавание по большей части было индивидуальным и велось не по определенным учебным планам, а по желанию и уровню познаний учителей, непременным оставался принцип сословности.

Обучение в школах того времени преследовало ограниченные, утилитарные цели, не стремясь воспитать всесторонне развитого человека, оно подавляло личность школьника.

Только во второй половине века русские просветители-гуманисты, в частности, Н. И. Новиков, опирающийся на идеи Я. А. Каменского и Ж. Ж. Руссо, выступят за гармоническое развитие человеческой личности путем воспитания.

Несмотря на все трудности и неустройства, первые светские школы дали немалое количество образованных людей, которые обеспечивали проведение реформ, способствовали общему подъему русской культуры

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)