Технология модерации профессионально-ориентированного обучения
Целостное и однозначное представление о технологии модерации (от англ. moderate — смягчение, сдерживание, умеренность, обуздание) в современной педагогической литературе отсутствует.
Модератор − организатор групповой работы, активизирует и регламентирует процесс взаимодействия участников группы на основе демократических принципов, обеспечивает деловое общение, протоколирование процесса обсуждения, промежуточных и итоговых результатов групповой дискуссии.
В современной литературе «эффективный модератор» – это специалист, который:
- умеет управлять групповым процессом, но не вмешивается в содержание обсуждения, не навязывает группе собственное мнение и личные цели, даже когда участники провоцируют его к этому,
- способен не оценивать чужие мысли, высказывания и поведение других,
- владеет методами активизации групповой работы, задавая тему и настраивая участников на взаимодействие, при этом сохраняя непредвзятость, принимает все высказывания группы как сигналы, помогающие ему понимать коммуникативные процессы в группе,
- обладает необходимой психологической, коммуникативной компетентностью для своевременного реагирования на возникающие конфликты и располагает адекватными методами их устранения.
Последовательность реализации технологии модерации:
- нейтрализация или снижение эмоционального напряжения при обсуждении актуальных, профессионально и личностно значимых для обучающихся проблем; оперативность в выработке вариантов решений и достижения согласия относительно выбора оптимального из них;
- логичное завершение обсуждения проблемы составлением плана конкретных действий по ее разрешению;
- возможность всем участникам почувствовать свой вклад в выработку решения и принять персональную ответственность за реализацию принятых решений.
Основными дидактическими целями использования технологии модерации является:
- развитие способности обучающихся к самостоятельному и ответственному решению проблем, что включает развитие способности к анализу информации и выявлению проблемы;
- развитие умения находить возможности и ресурсы для решения проблемы;
- развитие умения вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия;
- развитие способности ведения переговоров и дискуссии (умение; выслушать другого, убеждать и принимать коллегиальные решения);
- развитие навыка принятия персональной ответственности за воплощение принятых решений в жизнь.
Следует заметить, что в 60-ые годы ХХ века в научной литературе модератору отводилась роль «искусного манипулятора», который в ходе целенаправленно организуемого обсуждения подводил группу с помощью определенных приемов к единодушному принятию решений, которые, как правило, были модератором (преподавателем) заранее сформулированы.
- Характеристики эффективного взрослого обучающегося в системе ДПО
- Правила для участников модерации
- Этапы реализации технологии модерации
- Классификация кейсов
- Общая характеристика кейс-технологий
- Краткая история метода кейсов
- Кейc-технологии профессионально-ориентированного обучения
- Технологии контекстного обучения
- Проектные технологии
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу