Требования по обязательным платежам

Требования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в соответствии с Законом 1998 г. удовлетворялись в четвертую очередь; в настоящее время они самостоятельную очередь утратили (заметим, что установление трех очередей вместо пяти наиболее отрицательно сказалось именно на этой категории требований, так как залогодержатели, также формально утратившие самостоятельную очередь, фактически получили более серьезную правовую защиту).

Субъектами предъявления требований по обязательным платежам являются публично-правовые образования, которые нельзя назвать кредиторами, так как их требования вытекают не из гражданско-правовых обязательств, а из обязанностей, т.е. из публичных правоотношений (в силу п. 3 ст. 11 Закона 1998 г. к ним применяются нормы о кредиторах при отсутствии специального регулирования; Закон 2002 г., к сожалению, подобной общей нормы не содержит, что влечет возникновение практических проблем, о которых говорилось выше).

Следует отметить, что публично-правовые образования могут являться и кредиторами в собственном смысле этого слова, если их требования вытекают из гражданско-правового договора с должником (в этом случае они будут подлежать удовлетворению в соответствии с Законом 1998 г. в пятую очередь).

Применительно к удовлетворению требований по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды можно выделить два важнейших правила. Во-первых, сначала удовлетворяются указанные требования в объеме, имеющемся на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Сюда же относятся суммы обязательных платежей, не в полном объеме выплаченные в течение наблюдения и внешнего управления (эти выплаты не подпадают под действие моратория). Для удовлетворения требований по обязательным платежам, возникших в течение конкурсного производства, установлен особый порядок.

Обращает на себя внимание очень неудачная формулировка п. 4 ст. 114 Закона 1998 г.: “Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, в том числе (подчеркнуто мною. – М.Т.) требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок”.

Из этой формулировки можно сделать вывод о том, что такие требования удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после полного удовлетворения очередных требований, без учета положений о соразмерности и пропорциональности; причем в данном случае, скорее всего, имеет место техническая оплошность Закона, поскольку проблем толкования не возникнет, если слова “в том числе” заменить словами “а также”.

Такого мнения придерживаются и многие ученые. Так, В.В. Витрянский считает, что “в круг требований, удовлетворяемых вне очереди, не могут входить налоговые и иные обязательные платежи, в отношении которых установлены специальные правила их удовлетворения (п. 2 ст. 110, п. 4 ст. 114 Закона о банкротстве)”; по мнению О.А. Никитиной, “указанные требования, предъявленные как до закрытия реестра требований кредиторов, так и после, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок”.

Именно такую позицию занял Закон 2002 г., установив соответствующее правило в п. 4 ст. 142. Иное толкование содержится в распоряжении ФСФО от 14 апреля 2000 г. N 19-р, *(361) утвердившем разъяснения “О вопросах, связанных с применением процедур банкротства”.

В п. 4 разъяснений сказано, что требования по обязательным платежам, возникшие в ходе конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди, если они заявлены до закрытия реестра и после удовлетворения всех требований, если они заявлены после закрытия реестра.

Во-вторых, Закон 2002 г. сохранил общее правило, касающееся порядка удовлетворения требований в части финансовых санкций и убытков – они учитываются в реестре отдельно и удовлетворяются после полного погашения сумм основного долга с процентами (отличие от аналогичных норм Закона 1998 г. состоит в том, что в настоящее время дифференцирован режим убытков – реальный ущерб выплачивается наряду с основным долгом, упущенная выгода – наряду с санкциями).

Таким образом, требования в части санкций и упущенной выгоды удовлетворяются фактически в рамках отдельной очереди, следующей за той, в рамках которой удовлетворяются все остальные кредиторы. Последняя называется Законом третьей очереди, однако вовсе не обязательно, что она действительно окажется именно третьей, вследствие возможного увеличения количества очередей, связанного с залоговыми кредиторами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)