Упражнения артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика способствует сокращению дефицита потребности в общении, который в значительной степени зависит от степени тяжести РДА. Упражнения чаще проводятся индивидуально, иногда с небольшой (2–3 человека) группой с учетом возраста и уровня развития детей. В группе могут находиться дети со схожими проявлениями РДА.
Рекомендуются упражнения серии «Веселый язычок», «Самолет», «Кукла плачет», «Посмотри в зеркало».
Во время занятий необходимо побуждать ребенка выполнять следующие упражнения:
- поддувать ватные шарики, бумажные султанчики;
- выдувать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики;
- образовывать мыльную пену при помощи соломинок, трубочек;
- задувать свечи;
- вдыхать эфирные масла, пары, не опасные для здоровья;
- дозированно использовать ингалятор для носа и рта.
При выполнении упражнений рекомендуется использовать малые формы фольклора, беседы с ребенком. Движения рекомендуется сопровождать обращениями к ребенку по имени. Прикосновение должно быть осторожным.
Расческа должна быть «мягкой». Использовать уменьшительно-ласкательные существительные в процессе выполнения.
Для развития органов артикуляции использовать упражнения, доступные выполнению ребенком: высунуть язык, облизать губы, надуть щеки и др.
Основной целью мимических упражнений является растяжение мышц лица, чтобы они стали более эластичными. Данные упражнения помогают уменьшить напряжение мышц лица, шеи и плеч, которое характерно для детей с гипертензивной манерой речи.
Их рекомендуется использовать при занятиях с детьми в первые 3–5 минут сеанса голосовой терапии.
- Поднять брови как можно выше и опустить их как можно ниже. Эти движения повторить пять раз, постепенно увеличивая их скорость.
- Как можно шире открыть рот, держать открытым 5–7 секунд и медленно закрыть. Повторить пять раз.
- Вращательные жевательные движения закрытыми губами, сначала 5 секунд по часовой стрелке, затем 5 секунд против часовой стрелки.
- Как можно шире открыть глаза, поднять их к потолку и опустить к полу пять раз, не двигая головой.
- Держать голову прямо и двигать глазами вправо и влево, задерживая их в этих положениях по 3–4 секунды. Повторить пять раз.
- Повернуть голову вправо, фиксируя глаза на каком-то предмете в комнате. Затем, не меняя положения головы, смотреть в зеркало на отражение своих глаз и, продолжая следить за своими глазами, поворачивать голову обратно. Проделывать то же самое, поворачивая голову влево.
Варианты упражнений с детьми, которые проводятся с целью формирования адекватных реакций на прикосновение к лицу и ротовой полости ребенка взрослым, побуждают его управлять движениями органов артикуляционного аппарата, правильно дышать, ухаживать за своим лицом, изучать мимику своего лица.
- Взять ребенка на руки, поговорить с ним, спеть песенку, рассказать потешку, улыбнуться.
- Помассировать лицо легкими поглаживающими движениями.
- Прикоснуться к лицу кончиками пальцев.
- Причесать.
- Умыть его перед зеркалом теплой водой.
- Протереть лицо ребенком ваткой, смоченной теплой водой, детским лосьоном.
- Формирование умений и навыков самообслуживания
- Формирование культурно-гигиенических умений и навыков
- Формирование культуры поведения за столом
- Формирование умений и навыков приема пищи
- Формирование разнообразных видов самообслуживающего труда
- Тренировка мышц языка
- Развитие речевого дыхания и голоса
- Развитие понимания речи
- Нарушение речевого развития
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу