Виды сравнений

Существует два вида сравнений: абсолютные и относительные. При абсолютных сравнениях альтернативы сравниваются с некоторым стандартом, который присутствует в памяти человека и формируется опытным путем, при относительных сравнениях альтернативы попарно сравниваются по общему признаку.

В МАИ используются оба типа сравнений для вывода шкал отношений (абсолютные и относительные шкалы измерений). Кроме того существуют порядковая шкала отношений, которая предназначена для выявления наличия или отсутствия превосходства, без какой-либо количественной оценки его степени. Подобные шкалы отношений представляют отношения порядка, которые не обеспечивают количественного измерения относительной предпочтительности рассматриваемых объектов.

И хаотическая шкала отношений – это шкала, выводимая из произвольного набора численных парных сравнений, в которых не присутствует семантика доминирования. Примером является использование случайных чисел для представления несогласованных суждений. Относительное измерение wi, i=1,…,n – это измерение, где каждый из n элементов принадлежит шкале отношений, выведенной на основе парного сравнения элементов друг с другом. При парных сравнениях два элемента i и j сравниваются по общему для них свойству.

Интересно
После того как установлены приоритеты критериев (или подкритериев, если таковые имеется), выполняются парные сравнения самих интенсивностей (или лингвистических стандартов) с целью определить численные значения их приоритетов для каждого критерия, и каждое из этих значений делится на максимальную оценку интенсивности (идеальную интенсивность).

Альтернативы оцениваются по каждому критерию с использованием сформированного набора интенсивностей, а на заключительном этапе соответствующие им числовые значения нормализуются путем их деления на общую сумму. Примером применения абсолютных измерений может выступать отбор студентов, поступающих в учебное заведение.

Большинство учебных заведений устанавливают свои критерии независимо от уровня контингента абитуриентов. Приоритеты позволяют вузам определить, соответствует ли конкретный студент установленным стандартам. В этом случае следует применять абсолютное измерение для того, чтобы выбрать абитуриентов, достойных зачисления в вуз.

В МАИ процедура парного сравнения применяется к парам однородных элементов. Неоднородные элементы разделяются на взаимосвязанные группы (кластеры), содержащие однородные элементы. В МАИ можно формировать матрицу парных сравнений на основе любой шкалы отношений, применяемой для измеряемых свойств сравниваемых объектов.

В этом случае экспертная оценка заменяется отношением двух соответствующих измерений. Новая шкала (собственный вектор), которая выводится из матрицы парных сравнений, содержащей оценки реальных  измерений, будет эквивалентна той, которую можно получить путем нормирования на единицу соответствующих измерений. На практике матрица парных сравнений позволяет выразить относительное превосходство одного объекта над другим по общему для них признаку.

Сложность МАИ заключается в определении весовых коэффициентов для оценки альтернативных решений. Если имеется n критериев на заданном уровне иерархии, соответствующая процедура создает матрицу А размерности n×n, называемую матрицей парных сравнений, которая отражает суждение ЛПР относительно важности разных критериев. Парное сравнение выполняется таким образом, что критерий в строке i (i=1,2,…,n) оценивается относительно каждого их критериев, представленных n столбцами.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)